Все началось в марте 2018 года. Когда между МАУ «Центр материально - технического обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений» и МП «Сервис» был заключен договор на оказание услуг по дератизации. А в мае 2018 года прокуратура Самарской области вдруг решила, что МП «Сервис» осуществляя работы по дератизации, не имея лицензии на осуществление медицинской деятельности, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1 КоАП РФ. И в результате прокуратурой Клявлинского района Самарской области в отношении МП «Сервис» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В результате было инициировано судебное дело. В начале предприниматель действовал один, без юридического сопровождения, и по результатам рассмотрения дела в двух судебных инстанциях судьи, не вдаваясь в подробности этого дела, просто переписывали определение судьи Верховного суда Российской Федерации № 309-КГ17-12073 от 15 января 2018 года Завьяловой Т.В.
Первая инстанция: 12.10.2018 г. Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Матюхиной Т.М. постановил: привлечь Муниципальное предприятие "Сервис" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 40000 руб. Посмотреть постановление первой инстанции можно здесь.
Вторая инстанция: 28.11.2018 г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М., судей Бажана П.В., Юдкина А.А., постановил: решение Арбитражного суда Самарской области от 12 октября 2018 года по делу №А55-15803/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Посмотреть постановление второй инстанции можно здесь.
После второй судебной инстанции стало понятно, что это дело может стать важным для всего профессионального сообщества, т.к. если оно в таком виде дойдет до Верховного суда, то это может стать судебным прецедентом для всего рынка, а любого предпринимателя после этого дела можно будет привлекать к административной ответственности и штрафовать за то, что он якобы работает без лицензии. Мы по просьбе предпринимателя и членов Ассоциации, которые остались неравнодушными к этому делу решили подключить юриста Ассоциации «Дезинфекция и пест-контроль» Селиванову Евгению, которая взялась дальше осуществлять профессиональное юридическое сопровождение этого дела.
Итак, после нескольких месяцев юридической работы на 09 апреля 2019 года состоялось судебное заседание в Арбитражном суде Поволжского округа. Судебная коллегия в составе: председательствующего судьи Мосунова С. В., судей Топорова А. В., Закировой И. Ш. заслушали обе стороны:
Со стороны прокуратуры Самарской области доводы были следующие: «Руководствуясь статьями 2, 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-Ф3), статьями 1, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), указав, что дератизация рассматривается как один из способов предотвращения, возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляет терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131 (далее – СП 3.5.1378-03), и отнесенных к группе 3.5 «Дезинфектология», пришли к выводу, что дератизационные работы являются санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включёнными в понятие «медицинская деятельность», в связи с чем подлежат лицензированию.»
Со стороны МП «Сервис»: «лицензирование деятельности по проведению мероприятий по дератизации вне медицинских учреждений не в рамках оказания медицинской помощи действующим законодательством не предусмотрено, незаконно вынесенные по делу судебные акты необходимо отменить».
И, руководствуясь действующим законодательством российской Федерации, а не судебными актами, вынесенными другими судьями Арбитражный суд Поволжского округа указал на следующее: «Дератизация – это комплекс мероприятий по истреблению или снижению численности грызунов. Дератизация включает в себя организационные, инженерные, технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия с целью предотвращения заселения объектов, природных станций грызунами либо поддержания их численности на приемлемом уровне (пункт 2.6.2 ГОСТ Р 56994-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения», утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.06.2016 № 748-ст). Пунктом 2 «Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 688 (в редакции постановления Правительства РФ от 20.06.2001 № 474), устанавливалось, что проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ осуществляется юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения лицензионных органов. Однако, пунктом 3 постановления Правительства РФ от 04.07.2002 № 501 признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 20.06.2001 № 474 в части «Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ». Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 40 Закона № 52-ФЗ (в редакции от 30.03.1999) предусматривалось, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов деятельности: - производство и реализация лекарственных, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, медицинских иммунобиологических препаратов, предметов гигиены и санитарии, - … оказание медицинских, фармацевтических и коммунально - бытовых услуг, работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Статьей 46 Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» пункт 2 статьи 40 Закона № 52-ФЗ изложен в новой редакции, а именно, представляющими потенциальную опасность для человека видами деятельности, требующими выдачи лицензии, определены «производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; медицинская и фармацевтическая деятельность», а проведение работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, содержавшееся в пункте 2 статьи 40 редакции Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999, исключено. Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» из пункта 2 статьи 40 Закона № 52-ФЗ исключено два вида деятельности: производство табачных изделий (абз. 3) и производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств (абз. 5). Аналогично пунктом 2 постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 31 признано утратившими силу и постановление Правительства РФ от 04.07.2002 № 501 «Об утверждении Положения о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств». Таким образом, действовавшее с 1996 года санитарно-эпидемиологическое законодательство устанавливало лицензирование таких видов работ, как «производство и реализация дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, осуществляемое юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» и «проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ лицами независимо от организационно - правовой формы». Однако, с 2002 года было исключено требование о лицензировании «проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ лицами независимо от организационно - правовой формы», а с 2007 года – «производство и реализация дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, осуществляемое юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями». Суд кассационной инстанции отметил, что раздел 3.5 СП 3.5.1378-03 (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 № 4757), регулирующий работы (услуги) по дезинфектологии, не содержит требований о наличии лицензии у организаций, оказывающий услуги по дезинфектологии, составной частью которых являются работы (услуги) по дератизации. Не содержат таких требований и «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» СП 3.5.3.3223-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 № 58 (зарегистрированы в Минюсте России 26.02.2015 № 36212), пункт 4.3 которых предписывает лишь, что лица, осуществляющие дератизационные работы, обязаны иметь профессиональную подготовку и повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет. 10 А55-15803/2018 Дератизационные мероприятия в соответствии с пунктами 2.2, 2.3 СП 3.5.3.3223-14 проводятся как в природной среде, так и на территориях городских и сельских поселений, а также в жилых и общественных зданиях, предприятиях, организациях, на объектах транспорта. Исходя из требований пунктов 1.2, 3.1 - 3.3 и 3.20 СП 3.5.3.3223-14 дератизацию обеспечивают: органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; юридические лица; индивидуальные предприниматели; граждане. Также, суд кассационной инстанции отметил, что согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (на которое сослались суды первой и апелляционной инстанций в обжалуемых судебных актах) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) … в рамках оказания медицинской помощи… в медицинских целях. Пунктом 1 приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2013 № 28321) (далее – приказ Минздрава РФ № 121н) предусмотрено, что настоящие Требования устанавливаются… и применяются в целях лицензирования медицинской деятельности. Пунктами 2, 3 приказа Минздрава РФ № 121н установлено, что работы (услуги) по дезинфектологии (составной частью которых являются работы (услуги) по дератизации) организуются и выполняются при 11 А55-15803/2018 оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара, в стационарных условиях, при санаторно-курортном лечении. Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи (первичной, врачебной и специализированной, медико-санитарной, специализированной, включая высокотехнологичную, при санаторно-курортном лечении) отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. При осуществлении же дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, вне медицинских учреждений, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует».
И третья судебная инстанция 09.04.2019 года постановила: решение Арбитражного суда Самарской области от 12.10.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 по делу № А55-15803/2018 отменить, кассационную жалобу – удовлетворить. В удовлетворении требований прокурора Клявлинского района Самарской области отказать. Производство по делу об административном правонарушении в отношении МП «Сервис» - прекратить. Посмотреть постановление Кассационной инстанции можно здесь.
Комментарии от АДПК:
1. Мы хотели бы поблагодарить нашего юриста Евгению Селиванову, которая добилась таких результатов. Еще раз подчеркнем: если бы вовремя не была оказана профессиональная юридическая поддержка при обжаловании незаконно вынесенных судебных актов - высока вероятность того, что суд кассационной инстанции не стал бы вникать в дело и в постановлении кассации было бы все изложено как в судебных актах первых двух инстанций. Как следствие, этим бы делом могли бы пользоваться чиновники или недобросовестные предприниматели.
2. Что дальше: сведений о подаче жалобы прокуратурой самарской области в Верховный суд Российской Федерации - нет. Ну а если все же они соберутся обжаловать дело в Верховном суде, то нам же лучше, т.к. мы мы уверены, что и в Верховном суде сможем доказать, что привлечение предпринимателя к административной ответственности было незаконно.
3. Полагаем необходимым отметить еще один факт. Одновременно с этим административным делом прокуратурой Самарской области было заведено еще одно дело на руководителя МП «Сервис», директор был признан виновным, на него был наложен административный штраф, скажем больше, этот штраф уже физически принудительно взыскан! Однако, юрист АДПК Евгения Селиванова сделала все возможное, чтобы настоящее административное дело дошло до Верховного суда Российской Федерации. И произошло «невероятное» - дело было принято Верховным судом РФ в производство. Чтобы понять почему это важно и необычно, приведем приблизительную статистику: В 2015 году Верховный суд Российской Федерации поступило около 30000 заявлений и из них только 100 принято в производство и в отношении 66 лиц были вынесены иные судебные акты, чем в судах нижестоящих инстанций, изменившие судьбу либо правовой статус лиц. Это менее 1 процента из 100. Ссылка на дело которое принял к рассмотрению Верховный суд РФ: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/10255562
4. Важно отметить также то, что в судебном заседании Арбитражного суда Поволжского округа в славном городе Казань приняли участие представители от Ассоциации «Дезинфекции и пест-контроль» (Поляев Илья из Самары и Руфа Хисамова из Набережных Челнов). Обеспечив явку, они сумели огласить правовую позицию МП «Сервис» и дать пояснения как специалисты в области дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Мы показали, что являемся сообществом и готовы бороться с тем правовым беспределом, который сейчас происходит. Спасибо всем, кто принимает участие в этом судебном процессе и нашему юристу за профессиональное юридическое сопровождение споров.
Читайте новости рынка услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в наших социальных сетях, там больше и интересней:
https://www.facebook.com/adpcpest/
https://www.instagram.com/adpcpest/
Присылайте нам Ваши новости на почту: eg@adpc.su